Сценарий к мероприятию по выборам


Муниципальное бюджетное  общеобразовательное

учреждение средняя школа №10

(МБОУ СШ № 10)

347871, г. Гуково Ростовской области, пер. Болгарский,4

тел. (86361)5-28-45, E-mail:

Внеклассное мероприятие

«Выборы – это важно»

Форма проведения: «Ролевая игра»

 

Ушанева Татьяна Владимировна

                                                               г. Гуково Ростовской области,

                                                                         ул. Некрасова д.62, кВ 18

                                                  тел. 8- 863-61-50-1-17

2011 год

Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ,

 который постоянно находится в курсе происходящего.  

Т. Джефферсон

Сценарий проведения внеклассного мероприятия

«Выборы – это важно»

Актуальность мероприятия: меняется жизнь, меняется и школа,  но воспитательная составляющая образовательного процесса сохраняет свою актуальность. В условиях становления демократического государства, преодоления кризисных процессов в России  необходимо формирование личности, обладающей определенным уровнем политической культуры и правовой грамотности, что позволит участвовать в общественной жизни страны, принимать ответственные решения в сложных ситуациях.

         В современных условиях, когда происходит становление демократического государства, возрастает необходимость в подготовке подрастающего поколения к сознательному выбору. Общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, проявлять чувство толерантности в межкультурном социопространстве.

Школьники должны не только знать, но и уметь пользоваться своими знаниями, уметь анализировать,  оценивать ситуацию, делать выбор.

Цель данного мероприятия: сформировать у учащихся  и родителей  осознанное понимание необходимости участия каждого гражданина в судьбе государства через выборы.

 Для реализации данной цели потребуется решить следующие задачи:

1. Познавательные:

  1. определять и правильно употреблять мероприятию в устной и письменной речи основные понятия и термины Избирательного права;
  2. формировать у учащихся представления об основах избирательного законодательства Российской Федерации, о выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Развивающие:

  1. совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);
  2. отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументированно изложить свою позицию (беседа, диспут);

3. Воспитательные:

  1. продолжить выработку активной гражданской позиции;
  2. формировать чувство ответственности за будущее своей страны;
  3. формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.

Предполагаемые результаты

В результате проведения занятия участники смогут:

  1. познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками;
  2. познакомится с историей выборов, развитием избирательной системы России;
  3. получить опыт работы, участия в избирательной кампании (деловая игра);
  4. понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;
  5. расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания;
  6. проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право и избирательный процесс в РФ».

Формы и методы работы, используемые на мероприятии:

  1. работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
  2. освоение знаний по Избирательному праву;
  3.  ролевая игра.

Оборудование:

медиасистема;

интерактивная доска;

компьютерная презентация (приложение 2);

раздаточный материал (приложение 1).

План мероприятия

1 этап. Вступительное слово учителя (5 минут)

2 этап. Анкетирование.(5минут)

 3 этап. Представление электронных презентаций учащихся (15 минут).

4 этап.  Ролевая игра «Референдум» (15 минут).

5 этап. Подведение итогов (5 минут).

Описание хода мероприятия

1 этап. Вступительное слово учителя (5 минут).

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители. Сегодня мы собрались вместе для обсуждения очень важного вопроса о праве и в то же время обязанности человека, живущего не только в нашей стране, но и во всем мире – о праве управления своей страной.  Все мы знаем, что 4 декабря состоятся выборы в Государственную Думу Российской Федерации,  хотим мы этого или нет, но все мы являемся участниками политической жизни, даже если не осознаем этого. Например, человек, который не участвует в голосовании во время очередных выборов в государственные или местные органы власти, тоже выражает свою политическую позицию.

Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин.  Один раз в четыре года заметно активизируется политическая жизнь в нашей стране. Реклама товаров сменяется рекламой политических партий или отдельных кандидатов, появляются многочисленные плакаты с призывом сделать правильный выбор, политика вытесняет все темы для разговоров. Это значит, что приближается время ответственных решений – выборы в органы власти. Трудно выбрать свой жизненный путь, но еще труднее выбрать судьбу целого государства. Ребята в этом году вам впервые представилась возможность воспользоваться избирательным правом, вы выбирали президента школы и, наверно, каждый из вас почувствовал ответственность перед выбором.

Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом.

Но перед началом разговора  мы проведем анкетирование. (Приложение 1)

 А сейчас совершим  небольшую экскурсию в историю демократических традиций нашей  страны. (Приложение 2)

Ученик 1. (Слайд4-5)  Вспомним о давних демократических традициях нашего государства.
Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати - феодалам, владельцам торгового капитала, но и новгородскому плебсу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Споры, связанные с нарушением порядка выборов, по материалам некоторых исторических документов, решались с помощью судебных поединков - так называемого поля, проведение которого регламентировалось.
Такой способ осуществления власти сохранялся вплоть до золотоордынского ига.
Ученик 2.  (Слайд 8-9) 21 апреля 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» законодательно определила порядок функционирования дворянских собраний.
Дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов.
Избирательным правом наделялись мещане (так официально называли горожан) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».
Ученик 3.  (Слайд10)  Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание Первого избирательного закона.
В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.
В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.
Ученик 4 . От участия в выборах согласно закону отстранялись:
а) лица женского пола;
б) лица моложе 25 лет;
в) обучающиеся в учебных заведениях;
г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;
д) иностранные подданные.
Избирательных прав также лишались лица:
а) подвергавшиеся суду за преступления, влекущие наказание в виде лишения или ограничения прав состояния, либо уволенные из службы;
б) «отрешенные от должности по судебным приговорам» сроком на три года;
в) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам;
г) осужденные за уклонение от воинской повинности.
При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.
Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».
Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.

Ученик 5.  (Слайд 11-13)  Донские казаки способствовали возрождению в России центра демократии. Казачье самоуправление, как уникальный элемент казачьей общины и, прежде всего, в строгом и неукоснительном соблюдении неписанных норм казачьей жизни. Высший законодательный орган – войсковой круг – общее собрание казаков-воинов, получивший название от обычая становиться для решения важнейших вопросов по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины. Круг решал вопросы войны и мира, внешних отношений, церковных дел, приема в казаки, наказания за провинность.

  Исполнительную власть в войске Донском представлял атаман (с тюркского – «отец народа») и 2 его помощника – есаул и войсковой дьяк. Войсковой атаман избирался открыто на войсковом кругу. Когда его полномочия заканчивались, он вместе с двумя помощниками выходил в круг, что означало процедуры по смене атамана. Кандидатуры бурно обсуждались. Победителем признавался тот, чья фамилия чаще выкрикивалась собравшимися, либо тот, к чьим ногам бросали больше шапок.
Ученик 6.  (Слайд 14)  Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.
Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:
- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;
- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;
- избирательными правами наделялись также военнослужащие;
- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;
- уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.
Ученик 7.  В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.
В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов.
Порядок голосования устанавливался тайный, как правило, посредством избирательных бюллетеней («записок»), в исключительных случаях посредством «баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками».
Учитель. (Слайд 15-17)   Смысл современной избирательной системы  в  том,  что  граждане  РФ  имеют  право  избирать  и  быть  избранным  в  органы  государственной  власти.  Избирательное  право  относится  к  группе  политических  прав  человека.  Только  в  условиях  демократии  избирательное  право  реально  и  действительно.

ИЗБИРАТЕЛЛЬНОЕ   ПРАВО

АКТИВНОЕ

(право  избирать  в  органы  власти)

ПАССИВНОЕ

(право  быть  избранным  в органы  государственной  власти)

Имеют  право  граждане,

достигшие  18 лет, независимо        

от  пола,  национальности, места

жительства.

Лишены  этого  права:

а) лица,  не  достигшие  18 лет

б)  находящиеся  в  местах лишения  свободы по  приговору  суда.  

в)  признанные  недееспособными.

Дееспособность- способность  лица нести  ответственность  за  свои  поступки.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ  ВЫБОРЫ - ЭТО

  1. Конкурентные  выборы, т. е. все  политические  силы  и  кандидаты  имеют  возможность  вести  предвыборную  агитацию,  выступать  по  ТВ,  радио,  в  печати.
  2. Периодические,  что  избавляет  общество  от  злоупотребления  властью  одной  политической  силой.
  3. Представительные, т. е.  в  выборах  должно  участвовать  большое  количество  граждан.  Иначе  установится  власть  не  получившая  всеобщего  одобрения.    

ПРИНЦИПЫ  УЧАСТИЯ  ГРАЖДАН  В  ВЫБОРАХ

  1. Всеобщее  избирательное  право - избирать  могут  все,  кроме  категорий  граждан,  оговоренных  в  законе.
  2.  Равное  избирательное  право, т. е. один  человек - один  голос.
  3. Прямое  избирательное  право, т. е. избиратель  голосует  «за»  или  «против»  кандидатов  непосредственно.
  4. Тайное голосование, т. е.  исключается  контроль  за  волеизъявлениями  избирателей.

Я надеюсь, что многие из вас сегодня узнали много нового о давних демократических традициях нашего государства и о современной избирательной системе. Спасибо всем ребятам, которые занимались исследовательской  работой и подготовили замечательную презентацию.  

Предлагаю всем поиграть.

Ролевая игра «Референдум».

             Для этого необходимо выбрать Избирательную комиссию из 5 человек.    (Приглашаются родители и дети по желанию)

Все остальные делятся на две группы «Депутаты» (учащиеся) и «Оппозиция» (родители).

Учитель говорит о том, что группа депутатов разработала закон об обязательном участии граждан РФ в выборах в центральные и местные органы власти.

      Задание группе 1 («Депутаты»).

Вы являетесь депутатами, предложившими закон на рассмотрение. Предложите свои аргументы в пользу того, чтобы закон был принят. Предположите выгоды в политической, экономической, социальной и духовной сферах общества.

     

 Задание группе 2 («Оппозиция»).

Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия предлагаемого закона. Найдите как можно больше негативных последствий в политической, экономической, социальной и духовной сферах общества.

Результатом работы групп является озвучивание аргументов и заполнение следующей таблицы:

Закон об обязательном голосовании (интерактивная доска)

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1

2

3

4

5

       Итогом игры должно стать голосование – Референдум. Каждый участник получает бюллетень, на котором напечатан вопрос «Считаете ли Вы, что необходимо принять закон об обязательном голосовании?». (Приложение 3)  Члены Избирательной комиссии проводят подсчет голосов. Учащиеся исполняют роль независимых наблюдателей. Объявляются результаты голосования.

5 этап

Подведение итогов.

     Уважаемые учащиеся и родители,  я надеюсь, что сегодняшнее мероприятие  не оставит вас равнодушными к судьбе  своей страны, к своему будущему и ваших детей.

     Активная жизненная, гражданская позиция и позитивная инициатива каждого гражданина Российской Федерации является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим все большее значение для российского общества приобретает уровень политической культуры и гражданской активности каждого человека.

А теперь пусть каждый из присутствующих на данном мероприятии сделает свой выбор: на выданных листах бумаги напишите всего одно слово из двух – «да» или «нет». Эти слова будут означать именно вашу гражданскую позицию – «да»- быть  активным жителем своей страны, участвующим в принятии судьбоносных решений; - «нет» - остаться пассивным наблюдателем, постоянно обвиняющим власть и общество. Опустите ваши листы в импровизированную урну, а комиссия подведет итоги наших «школьных выборов».

 Жизнь это выбор. Иногда даже не замечая, что тебе приходится его делать. Но бывают ситуации, когда от выбора отдельного гражданина, зависит судьба всей страны, судьба его Родины.

(Слайд18-19) Избирательная  комиссия оглашает итоги.

(Слайд 20) Уважаемые родители,  я надеюсь, что вы все 4 декабря придете на выборы и сделаете правильный ВЫБОР.

Гордись, мой друг, что ты есть сын России,
сын рек её, лесов, озёр и нив,
что ты прошёл сквозь ливни грозовые,
усталой головы не наклонив.
Пускай тебя кружили непогоды,
но счастлив, будь безудержно, до слёз,
что принял ты в младенческие годы,
благословенье северных берёз.

Примите на память о нашем мероприятии буклеты.

Спасибо всем за участие. До скорых встреч.


Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/04/26/vneklassnoe-meropriyatie-vybory-eto-vazhno-forma



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Сценарий внеклассного мероприятия «Избирательное право Поздравления с днем рождения дедушке от жены сына


Сценарий к мероприятию по выборам Учебно-методический материал (11 класс) по теме: Сценарий
Сценарий к мероприятию по выборам Сценарий мероприятия «Голосует молодежь! Предвыборная
Сценарий к мероприятию по выборам Сценарий студенческого мероприятия «Молодежь, Власть
Сценарий к мероприятию по выборам Внеклассное мероприятие «Выборы - Социальная сеть
Сценарий к мероприятию по выборам Сценарий мероприятия по избирательному праву
В.С.Высоцкий Баллада о Любви Тексты Стихи Слушать - kacmanat Красивые тосты со смыслом - t Межрегиональный педагогический фестиваль Алый парус 2016 НЕ БУДЕМ ДУМАТЛОХОМ! - Стихи и Проза России Олег Газманов - Альбомы Поздравление бывшего любовника Поздравления С Днем Рождения Смайликами Поздравления с днем свадьбы брату от брата, от Поздравляем Николая с Годиком! - блог Моя БэТэшка


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ